Шиномонтажные станки являются очень важным оборудованием в ремонте автомобилей. Качество балансировки шин и дисков будет зависеть от правильной работы станка, который также может помочь:
- Облегчить труд, так как балансировка должна проводиться специальным прибором;
- Увеличить уровень пропускной способности поста.
Общий принцип работы
Для начала следует объяснить работу балансировочного станка, чтобы разобраться, какие неисправности могут получиться:
- Устанавливается колесо на специальный рабочий вал станка;
- При помощи специальных конусов проводится центрирование и установка колеса;
- Затем вручную или автоматически колесо разгоняется до нужной скорости;
- В балансировочном станке находится специальное измерительное устройство, которое считывает и передаёт в процессор параметры движения колеса;
- Полученные данные обрабатываются, и составляется отчёт о неисправностях.
Основные неисправности оборудования
Основные неисправности шиномонтажных станков могут возникать из-за несвоевременной подачи масла в блок подготовки воздуха. Это может привести к преждевременному износу резиновых манжет и неполному зажиму диска. Из-за этого станок начинает работать неправильно. Остальные неисправности могут зависеть от особенностей оборудования и его эксплуатации.
Чтобы предотвратить появление неполадок, необходимо периодически проводить техническое обслуживание. Для этого нужны опытные специалисты и специальное оборудование.
На рынке существует множество марок и моделей балансировочных станков. Однако устроены они примерно одинаково. Это и упрощает задачу специалистам по их ремонту.
Часто встречается неисправность, когда станок вовсе отказывается работать. На мониторе (если такой есть) появляется надпись «Нет сигнала».
В каждом современном станке есть плата с микроконтроллером. Для него необходим блок питания. Как раз именно он зачастую выходит из строя. В таких случаях будет проще купить новый балансировочный станок, чем пытаться восстановить старый.
Станки китайских производителей, а также модели «Сторм» (Россия) благодаря простой конструкции легче поддаются ремонту. Однако этого же нельзя сказать о «Сивике» (Россия). Данная модель оснащена энергоэффективными блоками питания. Поэтому на поиск неисправности может понадобиться время, что усложняет ремонт.
Чтобы понять, что неисправность находится в блоке питания или в одной из плат оборудования, стоит обратить внимание на индикацию. Она может включать защиту от короткого замыкания, вспыхивая и угасая раз в секунду при включении.
У некоторых моделей станков Horex, Bright и Trommelberg блоком питания служит зарядное устройство для ноутбука. Ремонтировать его бесполезно, поэтому в таких случаях мы пытаемся подобрать аналогичное.
Очень распространёнными неисправностями являются ошибки в работе станка. На экране обычно высвечивается их код (например, «Err-017» - ошибка №17). Для таких случаев в инструкции к станку приводятся расшифровки всех кодов ошибок. Так что определить здесь проблему можно очень быстро.
Замена электроплаты
Если вал не вращается, станок выдаёт ошибку: «Нет вращения вала или неисправность датчика угла». Так как колесо, надетое на вал, имеет определённую массу, для его разгона может понадобиться время. Поэтому многие станки сначала подают команду «Включить», а затем ждут вращения вала. Если в течение некоторого времени (обычно 0,5-5 секунд) ничего не происходит, станок выдаёт ошибку.
Здесь очень важно обратить внимание, вращается ли вал:
- Если вал вращается, проблема в датчике угла. Эта команда отрабатывается платой управления и двигателем;
- Если вал не вращается, стоит проверить двигатель и его плату управления. Сигнал с датчика угла может отсутствовать.
На шиномонтажном оборудовании («Сторм», «Sicam» и других) управление подачей напряжения питания на двигатель осуществляется с помощью электромагнитного реле. Контакты последнего со временем могут подгореть, что ухудшит проводимость. В этом случае реле стоит заменить.
На станке «Сивик» есть свой собственный блок питания, который тоже может выйти из строя. Данная ошибка расшифровывается как «отсутствие связи с платой драйвера двигателя».
В станках «Сивик Спутник» могут возникнуть следующие неисправности:
1. При нажатии на кнопку «Старт» предохранитель сгорает. Ставить новый бесполезно, также не следует заменять его на жучки. Может понадобиться ремонт платы управления двигателем, осуществляющийся разными способами: поиск и замена сгоревшего силового транзистора, либо замена микросхем драйверов транзисторных ключей и другие. С таким ремонтом могут справиться только профессионалы;
2. После нажатия на кнопку «Пуск» мотор гудит, колесо вибрирует, но не вращается. Вращение может начаться, если вручную подтолкнуть колесо в нужном направлении.
В таких случаях необходимо проверить целостность обмоток двигателя. В некоторых моделях используется двигатель переменного тока несложной конструкции с пусковым конденсатором. Чаще всего замена последнего позволяет решить все проблемы.
Пропало торможение двигателя стенда
У балансировочных станков, обладающих плавным разгоном и торможением колеса («Сивик Galaxy»), двигатель является 3-фазным и управляется платой-инвертором. Здесь неправильная работа двигателя свидетельствует о подгорании транзисторов в микросхеме инвертора. В таком случае может помочь замена микросхемы (в Минске её можно приобрести только под заказ) или всей платы управления двигателя.
Распространённой проблемой также считается отсутствие торможения. У станков «Сторм» тормоз является механическим и при неисправности издаёт скрежет во время работы. Такая проблема появляется редко и требует полной замены тормоза. У станков китайских производителей торможение чаще всего электрическое, что упрощает задачу. В случае неисправности наш специалист сможет без проблем найти вышедший из строя элемент и поменять его.
В станках «Bosch», «Beissbarth» и « Sicam» торможение в большинстве случаев происходит за счёт реверса двигателя. В них часто используются отдельные реле и пусковой конденсатор, которые при неисправности могут потребовать замены.
Бывают ситуации, когда при нажатии на кнопку «Пуск» колесо начинает вращаться и не останавливается. Это происходит из-за недостаточной скорости вращения. Она не достигает номинальной и подходящей для нормальной работы скорости. В этом случае стоит проверить двигатель, пусковые конденсаторы, подшипники и состояние ременной передачи. Чаще всего причиной неполадок оказывается именно ремень.
Проблема датчиков
Ещё одна неисправность заключается в некорректной работе датчиков. У многих моделей установлен режим встроенной диагностики, который может оценить правдоподобность каждого из них. Это помогает быстрее определить неполадку.
Неисправность датчиков линейки проявляется при попытке её откалибровать.
Различные датчики во многих станках представляют собой потенциометры (переменные резисторы). Причинами неисправности могут быть обрыв провода, который соединяет резистор и плату, или износ резистора. Последний, конечно, можно переставить в нужное положение, однако это временное решение. В случае неполадки резистор следует поменять, а также не забыть откалибровать линейку.
Для измерения вылета в некоторых станках применяется фотодатчик. Когда он загрязняется, то начинает «врать». Это приводит к дисбалансу колеса и невозможности его отбалансировать. В данном случае полосу достаточно будет почистить и датчик снова заработает. Но при чистке ни в коем случае не применяйте растворитель, он может только навредить!
В станках «Сивик», «Сторм», «EverEthernal» и прочих некорректное поведение станка проявляется, если датчик вылета дал сбой. Из-за этого станок мог не увидеть, что линейка была задвинута до упора. В таком случае «Сивик» перестаёт реагировать на линейку, а у «EverEthernal» начинает постоянно мигать индикация. Чтобы исправить эти неполадки, необходимо повторно откалибровать линейку. Если же данная проблема проявляется постоянно, стоит искать поломку в датчике.
В станках «Сторм», выпущенных в конце 2000-х годов, линейка в задвинутом состоянии нажимала на лепесток микропереключателя. Но со временем этот лепесток отламывался, что приводило к невозможности выхода станка из режима измерения линейкой.
Существуют датчики, представляющие собой барабан со сматываемым с него тросом. Последний от времени будет перетираться и вскоре порвётся. В этом случае датчик вовсе перестанет работать. Чтобы всё исправить, достаточно будет поменять трос и откалибровать датчик.
Большим преимуществом оптических датчиков угла перед датчиками вылета является способность определения неисправности и отображения кода ошибки. Но при этом любой датчик в случае появления неполадок следует почистить. Если это не помогло, остаются только два способа: регулировка или ремонт.
Очень редко встречаются ошибки при калибровке датчиков дисбаланса. Если процедура выполняется правильно, меняют один или два датчика. В некоторых случаях датчики разбирают и чистят от окислов. Однако этот способ недостаточно эффективен.
Какие ещё неисправности могут возникать и как их устранить?
Одной из возможных неисправностей является отсутствие вращения поворотного стола. Причиной здесь могут быть вставленные не до конца штепсельные вилки или непоступление энергии от основного источника питания. Для починки будет достаточно правильно вставить вилку и повторно включить основной источник питания.
Также кулачки станка могут слишком медленно открываться и закрываться. Причиной этому становится засорённая заглушка, которую нужно почистить или заменить.
Если поворотный стол не захватывает обод колеса, то это означает, что кулачки уже износились. Их следует заменить.
Если в поршне образовался дефект, стоит заменить прокладку цилиндра.
Ещё одной из неполадок считается соприкасание держателя монтажной головки с ободом колеса во время монтажных/демонтажных операций. Причиной этому является неправильно установленная или имеющая дефект пластина. В данном случае её стоит заменить или установить заново.
Неполадки также могут возникать из-за ослабления винта запорной пластины. Поэтому чтобы их избежать, также стоит закрепить винт.
Балансировка считается очень важным элементом контроля за техническим состоянием автомобиля. Из-за неправильного распределения колёсной массы может произойти повреждение внутренних узлов и истирание шин. Обратиться к специалистам следует при первом признаке разбалансировки – биении в руль.
Услуги ремонта и модернизации станков предоставляются компанией «Remmash», поэтому в случае неполадок можно обратиться к нашим специалистам.